Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Зарубинская основная школа"
Новгородская область, Любытинский район, село Зарубино
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    Вашему ребёнку 5–6 лет, впереди ещё несколько лет до школы. Мы знаем, что именно с этим возрастом детей для многих мам наступает время вопросов о готовности ребёнка к школе.

    1. Вопрос. Что такое готовность ребёнка к школе?
    2. Вопрос. Как определить уровень готовности к обучению в школе?
    3. Вопрос. Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Задание для родителей.

    Отметьте, что, на ваш взгляд, должен уметь делать будущий первоклассник (можно выделить несколько ведущих умений):

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Как определить уровень готовности ребенка к школе

    В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.

    1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
    2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
    3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
    4. Как называется город, в котором ты живешь?
    5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
    6. Кем работают твои родители?
    7. У тебя есть сестра, брат?
    8. Как зовут твоих друзей?
    9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
    10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
    11. Назови дни недели, времена года.
    12. Какое сейчас время года?
    13. Чем отличается зима от лета?
    14. В какое время года на деревьях появляются листья?
    15. Как называется планета, на которой мы живем?
    16. Как называется спутник Земли?
    17. Каких домашних животных ты знаешь?
    18. Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
    19. Чем отличается город от деревни?
    20. Чем отличаются дикие животные от домашних?
    21. Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
    22. Ты хочешь учиться в школе?
    23. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
    24. Зачем надо учиться?
    25. Какие профессии ты знаешь?
    26.  Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
    27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

    Оценка результатов

    • Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
    • Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.

    Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Для определения готовности ребёнка к школе можно обратить внимание на следующие аспекты:

    1. Физиологическая готовность. Включает развитие мелкой моторики и уровень созревания структур головного мозга.

    2. Социальная (личностная) готовность. Включает отношение ко взрослым, сверстникам и самому себе.

    3. Интеллектуальная готовность. Предполагает наличие определённого набора знаний об окружающем мире.

    4. Эмоционально-волевая готовность. Подразумевает способность ребёнка заниматься определённым видом работы в течение установленного времени, умение соблюдать определённые правила.

    Для более точной оценки готовности ребёнка к школе рекомендуется обратиться к психологу.

    Личностная и социально-психологическая готовность заключается в формировании у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции — положения школьника.

    Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учебной деятельности и учителю, к сверстникам, родным и близким, к самому себе, в самооценке.

    Отношение к школе. Первокласснику необходимо соблюдать правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

    Отношение к учителю и учебной деятельности.

    Юный школьник должен правильно воспринимать ситуацию урока, правильно понимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.

    Учитель — это взрослый, выполняющий особую профессиональную роль по обучению и воспитанию детей.

    В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, нельзя говорить на посторонние темы, обсуждать вопросы, не относящиеся к учебной деятельности. На уроке надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку.

    Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.

    Отношение родных и близких.

    В семье ребенку необходимо иметь личное пространство, а родные и близкие должны уважительно относиться к его новой роли ученика.

    Отношение родителей к учению как к важной содержательной деятельности, более значимой, чем игра будет положительно формировать новый статус школьника.

    Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.

    Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам.

    К началу обучения в школе необходимо иметь сформированную адекватную самооценку. Завышенная самооценка первоклассника вызывает неправильную реакцию на замечания учителя. Как результат школа становится «плохой», а «учитель злой».

    Если взрослые постоянно не удовлетворены успехами ребенка, его поведением и трудолюбием, то может сформироваться заниженная самооценка.

    Критика, одергивание взрослыми, неудачи, подчеркнутые родителями приводят к тому, что ребенок становится неуверенным в себе, а это как следствие приводит к последующим неудачам.

    Для благополучного обучения в школе ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

    Помимо общей готовности к обучению в школе ребенок должен:

    ♦ знать правила общения;

    ♦ уметь управлять своим поведением без агрессивности;

    ♦ уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;

    ♦ уметь быстро осваиваться в новой обстановке.

    Как проверить социально-личностную готовность ребенка к обучению в школе?

    Необходимо внимательно наблюдать за ребенком во время игр со сверстниками или взрослыми. Его поведение подскажет вам ответы на вопросы.

    ♦ соблюдает ли ребенок правила игры;

    ♦ как ребенок устанавливает контакты;

    ♦ считается ли с другими как с партнерами;

    ♦ может ли управлять своим поведением в игре;

    ♦ требует ли от партнеров, чтобы ему уступили;

    ♦ бросает ли игру при неудаче.

    В чем проявляется несформированность личностной готовности?

    Личностная неготовность ребенка проявляется в следующем:

    Непосредственность выражения чувств, намерений, поведения, например, если он все рассказывает учителю;

    - не проявляет инициативу, не поднимает руку, чтобы высказать свое мнение;

    - начинает работать только при непосредственном к нему обращении;

    - в нарушении дисциплины;

    - в обидах на учителя;

    - игровые мотивы преобладают над учебными.

    Все это приводит к проблемам в освоении знаний и к низкой продуктивности учебной деятельности.

    Многие педагоги считают, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные.

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1 Время 2
    ПН, ВТ, СР, ЧТ, ПТ 14.00 17.00

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию

    Как записать ребёнка в школу на Госуслугах

    • Заполните заявление на Госуслугах. Приём заявлений в первый класс начинается 1 апреля или раньше — по решению школы

      Заявление в школу по месту регистрации или по льготе можно заполнить до начала приёма заявлений — черновик сохранится в личном кабинете

    • Посетите школу с оригиналами документов
    • Уведомление о зачислении придёт в личный кабинет в течение 6 рабочих дней после завершения приёма заявлений

      Если уведомление не пришло, обратитесь в школу

    • Ребёнок будет зачислен в первый класс и в сентябре сможет приступить к занятиям

    Какие документы нужны для подачи заявления

    Когда можно подавать заявление в первый класс

    Полезные советы

    1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого
    Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоальбом. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

    2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться.

    Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

    3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.

    Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

    4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.

    Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

    5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.

    Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

    6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.

    Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит ценность игры, а не выигрыша.

    7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.

    «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

    8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.

    Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
     

    9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни.

    Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

    10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения.

    Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни - еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

    11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

    Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

    12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
    Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое... Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie